- Главная
- Деятельность
- Методологическое сопровождение
- В помощь заказчикам
- Вопрос: Какие требования предъявляются к работникам контрактной службы и контрактному управляющему в связи с принятием Закона о контрактной системе? Должны ли лица, претендующие на указанные должности, проходить курсы повышения квалификации? Если да, то к
Вопрос: Какие требования предъявляются к работникам контрактной службы и контрактному управляющему в связи с принятием Закона о контрактной системе? Должны ли лица, претендующие на указанные должности, проходить курсы повышения квалификации? Если да, то к
Ответ 6
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающий в силу 1 января 2014 года (далее – Федеральный закон № 44 -ФЗ) не содержит норму, напрямую устанавливающую обязательное прохождение указанными лицами курсов повышения квалификации. Сказано лишь, что заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную подготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупок (ч. 5 ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ). При этом следует отметить, что используемая в ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ терминология на сегодняшний день не соответствует положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступил в силу 1 сентября 2013 года) (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), который исключил понятия "профессиональная подготовка", "переподготовка" и "повышение квалификации". Вместо них используются понятия "профессиональное обучение" и "дополнительное профессиональное образование". Последнее, в свою очередь, осуществляться в рамках программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
Между тем, в ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, лицо, претендующее на указные должности, либо должно иметь высшее образование в сфере закупок, либо пройти так называемые курсы "повышения квалификации", а точнее, получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Что касается продолжительности обучения по указанным программам, то законодательством она не установлена. В соответствии с ч. 9 ст. 73 Федерального закона № 273-ФЗ продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Так или иначе, прохождение обучения должно подтверждаться соответствующими документами. К таким документам в настоящее время, согласно постановлению Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (положения данного нормативного акта также должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ), относятся:
- удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
- диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
- диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.
Следует также отметить, что Федеральный закон № 44-ФЗ содержит, так называемые переходные положения, в части требований, предъявляемых к образованию работников контрактной службы и контрактным управляющим. Так, согласно ч. 23 ст. 112 данного закона, до 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.