- Главная
- Официальные выступления и заявления
- Рабочий путь
Рабочий путь
Михаил Ивушин: «Система госзакупок движется в сторону централизации»
|
14:09, 18 марта 2015 Начальник Главного управления по регулированию контрактной системы – о противодействии приобретению «товаров с избыточными потребительскими свойствами» (т. н. предметов роскоши), об общественном обсуждении крупных контрактов и о том, как экономический кризис повлиял на сферу госзакупок.
|
Вот уже более года действует 44-й Федеральный закон, который регулирует не только саму сферу закупок, но и их мониторинг, и контроль исполнения. Он был призван закрыть лакуны в нормативной базе, которыми подчас пользовались недобросовестные подрядчики. К новеллам закона, в частности, относят введение принципа профессионализма заказчика, долгосрочное планирование, нормирование закупок, антидемпинговые меры, приоритет конкурентных процедур над прямыми договорами. О том, как работает новая система, «Рабочему пути» рассказал руководитель профильного управления обладминистрации.
- Михаил Юрьевич, каков эффект в денежном эквиваленте от деятельности управления, которое вы возглавляете?
- Если говорить о т. н. «экономии» (мы ее предпочитаем называть разницей между суммой начальных и конечных цен контрактов), она составила 419 млн. рублей - около 6%. Однако это не эффект от деятельности управления, а объективный результат конкуренции на торгах, проведенных в соответствии с требованиями федерального закона о контрактной системе.
- А какова география закупок?
- Около 75% контрактов заключено с хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Смоленской области. В 16% случаев побеждали московские бизнес-структуры, в 9% случаев - представители других регионов. В денежном выражении расклад иной: около 52% - Москва и Московская область, 41% - Смоленщина, 7% - другие регионы.
- Почему такая диспропорция по суммам?
- Москвичи более активно участвуют в закупках, в которых, видимо, в силу специфики и значительных начальных сумм контрактов, не так активно участвуют представители Смоленского региона. К таким направлениям относятся капстроительство крупных объектов, поставка дорогостоящего медицинского оборудования, оказание услуг по предоставлению кредитных ресурсов, лизинг.
- Одно из направлений вашей работы касается общей организации и методологии госзакупок в регионе. Что с этой точки зрения сделано?
- Реализовать удалось многое из задуманного, но не все, и над этим предстоит работать в текущем году. В частности, в 2014 году разработаны обязательные для применения областными заказчиками типовые контракты на поставку продуктов питания, а также отдельные типовые условия контрактов. Как результат, мы не только оказали заказчикам методическую помощь, но и добились единообразного подхода к реализации ими норм закона в отношении правил приемки товаров или результатов работ (услуг), применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Предпринимаем и другие шаги в сторону унификации. Так, совместно с департаментом информационных технологий разработаны типовые технические задания на закупку компьютеров. Предусмотрены четыре оптимальные, с точки зрения технических характеристик, конфигурации, которые заказчики вправе закупать для своих нужд. Это элементы того самого нормирования, о котором так много говорится и которое рассматривается нами как элемент противодействия приобретению товаров, в частности техники, с избыточными потребительскими свойствами.
В 2014 году по поручению губернатора Алексея Владимировича Островского также приняты меры, расширяющие возможность участия местных сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции в процедурах на закупку продуктов питания. Меры разрабатывались при участии департаментов экономики, сельского хозяйства и иных профильных органов власти под общим руководством заместителя губернатора И.В. Скобелева. Их суть в следующем. Как показал мониторинг, в регионах нет единообразного подхода к формированию лотов на закупку продуктов питания. В Москве, например, продукты для нужд бюджетных учреждений закупаются крупными партиями, в которые могут включаться и рыба, и мясо, и фрукты, и бакалея. Это законом не запрещено. Однако такой принцип, по нашему мнению, отсекает от участия в большинстве тендеров производителей той или иной продукции. Наши фермеры, выращивающие, скажем, овощи, не могут участвовать в торгах, даже если в одном лоте с картофелем и капустой объединены яблоки, не говоря уже о мандаринах. Именно для их поддержки и введен единый порядок формирования заказчиками лотов на закупку продуктов питания в соответствии с определенными группировками. Например, овощи длительного хранения (картофель, морковь, свекла, капуста) торгуются отдельным лотом от прочих овощей и фруктов. Учтены и интересы переработчиков. Продукция кисломолочная отделена от молочной. Масло и сыр закупаются отдельно. В отдельный лот выделена хлебобулочная продукция и т. п. Кроме того, пересмотрен подход к формированию начальных цен контрактов на поставку продовольствия. Департамент экономики два раза в месяц проводит мониторинг цен на закупаемые областными учреждениями продукты в крупных торговых сетях, таких как «Магнит» и «Евроторг». Заказчикам при определении начальных цен контрактов запрещено превышать цены, указанные в мониторинге. Контроль поручен нам, так что закупки учреждениями продуктов питания по ценам выше «магазинных» исключены. Конечно, это ужесточение по сравнению с федеральным законом, в силу которого заказчики вправе самостоятельно мониторить цены. Однако такие меры в конечном итоге направлены на сокращение начальных цен контрактов, а значит, на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Это, кстати, также является элементом нормирования на региональном уровне. Сейчас стоит задача разработать аналогичные элементы регулирования в отношении закупок лекарственных средств.
Одним из показателей работы областной администрации является то, что по итогам независимого «Национального рейтинга прозрачности закупок - 2014», в котором субъекты Федерации оценивались по 38 критериям, Смоленская область снова вошла в число регионов с «Высокой прозрачностью».
- Насколько актуальна сейчас тема недобросовестных подрядчиков?
- Обновленное законодательство позволяет более эффективно защищать интересы заказчика в этом смысле. Упрощена процедура расторжения контракта по инициативе заказчика в случае неисполнения поставщиком договорных обязательств. Стало обязательным обеспечение исполнения контрактов в объеме от 5 до 30 процентов начальной цены контракта. При этом в нашем регионе это требование ужесточено. Заказчикам рекомендовано устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере не менее 15 процентов.
Конечно, факты неисполнения контрактов есть. Однако такие случаи связаны чаще с объективным ростом цен, особенно на рынке продуктов питания. Законом, кстати, предусмотрена возможность расторжения контракта по обоюдному согласию сторон, и заказчики таким правом пользуются. По этой же причине наблюдается некоторый спад активности участников торгов. Все чаще аукционы признаются несостоявшимися по причине отсутствия заявок. В таких случаях проводятся новые процедуры. Надеюсь, это явление временное.
- А покупка предметов роскоши случалась?
- «Ламборджини», конечно, не закупали. Но, скажем, уровень цен на оргтехнику иногда вызывал вопросы. Подчас характеристики компьютеров выходили за рамки, необходимые для офисной работы. Чтобы не допускать закупок техники с избыточными потребительскими свойствами, и были разработаны единые технические задания, о которых я сказал выше.
- По закону на общественное обсуждение выносятся закупки с начальной ценой, превышающей 1 млрд. рублей. Планируется ли снизить эту планку у нас в регионе?
- Вообще таких закупок мало. За последнее время единственный контракт с начальной суммой свыше 1 млрд. рублей проводился на строительство перинатального центра в Смоленске. Процедура общественного обсуждения заключается в диалоге между заказчиком и любыми заинтересованными лицами, организованном в виде форума на том же сайте, на котором размещена информация о закупке. По результатам обсуждения закупка может быть отменена.
Мы вносили предложения о том, чтобы снизить планку в 1 млрд. Теперь и ОНФ выдвинул такую идею на встрече с губернатором. Соответствующее поручение главой региона дано. Мы разрабатываем такой документ.
- В некоторых региональных СМИ звучат упреки в адрес Смоленскавтодора, что он выигрывает много тендеров и не все они по его профилю...
- Если речь идет об аукционах на строительство и капитальный ремонт, то Смоленскавтодор имеет допуск к такому виду работ, как жилищно-гражданское строительство. Кстати, наличие документа, подтверждающего право допуска к данному виду работ, является обязательным условием участия в таких аукционах. В отсутствие подтверждения наличия такого документа подрядчики к аукциону не допускаются. Насколько мне известно, контролирующими органами ни разу не ставился под сомнение вопрос правомерности участия в торгах Смоленскавтодора.
СПРАВКА «РП»
Закупки для госнужд Смоленской области и нужд областных бюджетных учреждений осуществляются централизованно через уполномоченный орган - ГУ по регулированию контрактной системы посредством конкурентных процедур (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) в порядке, установленном законодательством. При этом закупки неконкурентными способами (путем заключения договоров на небольшие суммы) заказчики производят самостоятельно. Таким способом разрешено производить закупки на сумму, не превышающую 2 млн. рублей, или 5% совокупного годового объема закупок заказчика.
В 2014 году через ГУ проведено 8 844 закупки для нужд 243 областных заказчиков (из 298 зарегистрированных). Это на 11% больше, чем в 2013 году, что связано с законодательным ограничением возможности закупать товары запросами котировок и прямыми договорами. Заключено 5 929 контрактов на общую сумму 6,99 млрд. рублей. При этом 88% закупок проведено посредством аукциона в электронной форме.
Среднее количество участников закупок составило 2,6 (на уровне 2013 года). С субъектами малого предпринимательства заключено 1968 контрактов - 33% от общего количества (в основном закупки с незначительной начальной ценой контракта).
В структуре закупаемых товаров, работ, услуг около 25% средств направлены на обеспечение социальной сферы Смоленской области (поставка лекарственных средств, медицинских расходных материалов и оборудования - на сумму 1,3 млрд. рублей; поставка продуктов питания - 0,27 млрд.; организация лечения, отдыха и оздоровления детей - 0,1 млрд.)
На 1,16 млрд. (16,6%) заключены контракты на выполнение строительных и ремонтных работ.