- Главная
- Официальные выступления и заявления
- Журнал Бюджет
Журнал Бюджет
Госзакупки Смоленской области: стереотипы разрушены
Михаил Юрьевич ИВУШИН, начальник Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы
Одним из приоритетов работы Администрации Смоленской области под руководством губернатора А. В. Островского стало создание условий для честной и открытой конкуренции в сфере государственных закупок. Не секрет, что у большинства предпринимателей, особенно из числа малого и микробизнеса, до сих пор бытует стереотип, что сфера госзакупок существует для избранных и участие в ней организаций со стороны бессмысленно. На разрушение подобных стереотипов направлены усилия Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы.
первую очередь в поле зрения Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы попало отсутствие у заказчиков единообразия при описании одноименных объектов закупок. Зачастую технические задания были излишне детализированными, содержали характеристики, которые не влияют и не могут повлиять на качественные показатели товаров. Из-за таких документов участники закупок нередко при составлении заявок путались и совершали нелепые ошибки, влекущие отклонение от участия в торгах.
Навести порядок в данном вопросе было решено путем разработки типовых описаний объектов закупок. Типовые документы разрабатывали в тесном взаимодействии с заказчиками, а также с поставщиками и производителями отдельных товаров. Результатом совместной работы стала типизация более 250 наименований продуктов питания, компьютерной и оргтехники. Работа в данном направлении продолжается и в настоящее время. Серьезную помощь в вопросе недопущения ограничения конкуренции при описании объектов закупок оказывает формируемый в ЕИС каталог товаров, работ, услуг.
Кроме того, региональным законодательным актом была закреплена двухуровневая система проверки и согласования заявок на закупку, целью которой является недопущение условий, ограничивающих конкуренцию. Заявки областных учреждений подлежат проверке и согласованию со стороны курируемых их органов власти. Описание объектов закупок, относящихся к сферам информационных технологий, строительства и ремонта, в обязательном порядке согласовывают также профильные органы власти.
Н(М)ЦК под контролем
Поскольку правильный расчет стартовой цены на торгах является залогом эффективного расходования бюджетных средств, следующим направлением, на котором было сфокусировано наше внимание, стал вопрос формирования заказчиками обоснованной начальной (максимальной) цены контракта. Для того чтобы исключить случаи закупок продуктов питания по завышенным ценам, профильному региональному органу власти поручено два раза в месяц проводить мониторинг цен на продукты питания в крупных торговых сетях. Результаты мониторинга доводятся до сведения заказчиков и служат стартовым ориентиром при обосновании Н(М)ЦК.
Сметы на строительство и капитальный ремонт, а также на текущий ремонт на сумму свыше 100 тысяч рублей согласовываются в части правильности применения соответствующих расценок областным учреждением, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации.
Крупные закупки на сумму свыше 10 миллионов рублей до опубликования в ЕИС рассматриваются на специально созданной для этих целей межведомственной комиссии, в состав которой входят отраслевые заместители губернатора, курирующие сферу закупок, сферу финансов, деятельность заказчика, а также представители контрольного и уполномоченного органов. В результате проделанной работы удалось значительно повысить качество подготавливаемых к опубликованию документов о закупках.
Вместе с тем не всегда качественно подготовленная документация становится залогом результативности и эффективности закупки. В настоящее время законодательство о контрактной системе не способно в полной мере защитить заказчиков от действий недобросовестных поставщиков. Громоздкость процедуры одностороннего расторжения контракта, отсутствие законодательной возможности заключить контракт с иным участником закупки в случае расторжения контракта с победителем, длительность процедуры проведения повторной закупки, связанная с необходимостью внесения изменений в план закупок и в план-график, отсутствие возможности при проведении электронного аукциона требовать от участников подтверждения своей добросовестности (за исключением случаев демпинга) нередко приводят к тому, что по результатам торгов победителями признаются хозяйствующие субъекты, не способные в должной мере исполнить свои обязательства. При этом честные предприниматели, в том числе производители и переработчики, утрачивают интерес к торгам и вынуждены за бесценок реализовывать свою продукцию перекупщикам, теряя значительную часть прибыли.
От открытого конкурса к аукциону
Отдельно хотелось бы отметить несовершенство законодательства о контрактной системе в части регламентации проведения открытого конкурса. Очевидно, что открытый конкурс призван обеспечить баланс между стоимостью закупаемого товара (работы, услуги) и его качеством, а также квалификацией участника закупки. Однако на практике складывается ситуация, когда заказчик, устанавливая предельные величины значимости критериев оценки заявок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085, получает некий аналог аукциона, где предложенная цена играет решающее значение в определении победителя (за исключением отдельных случаев, установленных постановлением). Таким образом, участник конкурса, активно демпингуя, может вообще проигнорировать требование о предоставлении документов, необходимых для оценки неценового критерия, и тем не менее получит максимальный балл и будет признан победителем торгов. По этой причине открытый конкурс на протяжении многих лет остается мало востребованным способом закупки не только в Смоленской области, но и в Российской Федерации в целом. На наш взгляд, действующий порядок определения в документации величин значимости критериев, за исключением отдельных предметов закупок, целесообразно пересмотреть, предоставив заказчику больше полномочий в данном вопросе.
В связи с ограниченностью способов защиты от недобросовестных участников торгов в Смоленской области выработаны рекомендации заказчикам устанавливать размер обеспечения исполнения контракта при проведении электронных аукционов в размере не менее 15% при Н(М)ЦК, превышающей один миллион рублей. Также разработаны и доведены до сведения заказчиков методические рекомендации по приемке товаров, работ, услуг (результатов отдельного этапа исполнения контракта), призванные обеспечить качественную организацию заказчиком приемки результатов исполнения контрактов.
Госзакупки и малый бизнес: подружить удалось
Для увеличения доли закупок у субъектов малого предпринимательства совместно с заказчиками разработан перечень товаров, работ, услуг, закупку которых целесообразно осуществлять с установлением в документации соответствующих ограничений. В результате количество заключенных с СМП договоров возросло с 3,5 тысячи в 2015 году до 5,5 тысячи в 2017 году, а общая сумма таких контрактов увеличилась практически вдвое. При этом основная их часть заключена с предпринимателями Смоленской области.
Кроме того, Главное управление проводит системную работу по увеличению доли закупок, осуществляемых по результатам совместных торгов. Данные процедуры отличаются большей по сравнению с индивидуальными торгами эффективностью: выше конкуренция, более высокий уровень экономии и низкий процент несостоявшихся процедур. В 2017 году по результатам совместных аукционов заключено 25% контрактов, в том числе на поставку продуктов питания, лекарственных средств, изделий медицинского назначения. При этом лоты формируются с учетом мнения производителей товаров и переработчиков, а также особенностей локализации заказчиков, участвующих в совместных торгах.
Считаем, что работа по повышению эффективности торгов не может быть результативной без тесного контакта с представителями бизнес-сообщества. Главное управление принимает активное участие в организации мероприятий информационного и обучающего характера для местных предпринимателей. Совместно с региональным Центром поддержки предпринимательства мы проводим семинары, в том числе с применением деловых игр, для начинающих бизнесменов из числа субъектов малого предпринимательства с целью обучения их азам участия в торгах.
Магазин малых закупок
В рамках повышения прозрачности закупок ведется работа, направленная на расширение информированности потенциальных участников торгов о проводимых закупках. На официальном сайте Главного управления развернут информационный ресурс «Реестр закупок», объединяющий сведения обо всех закупках, осуществляемых федеральными, региональными и муниципальными заказчиками, как по Закону № 44‑ФЗ, так и по Закону № 223‑ФЗ на территории Смоленской области. Данный ресурс обновляется в режиме реального времени и позволяет поставщикам оперативно получать информацию о публикуемых закупках.
Кроме того, в региональную информационную систему закупок внедрен новый модуль «Малые закупки Смоленской области», с помощью которого обеспечивается прозрачность и конкурентность прямых закупок. Теперь малые закупки проводятся на площадке специального интернет-сервиса, где заказчик публикует свой запрос, оценивает предложения потенциальных поставщиков и заключает контракт с организацией, предложившей наименьшую цену контракта. Модуль обязателен для использования всеми областными заказчиками, осуществляющими закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Сервис позволяет обеспечить эффективный контроль соблюдения заказчиками установленного законодательством лимита малых закупок. Потенциальные поставщики, пройдя простую регистрацию в модуле, получают доступ к тысячам закупок, которые до настоящего времени заключались в закрытом для общественности режиме. При этом данный ресурс позволяет поставщикам отслеживать интересующие их объекты закупок, чтобы своевременно подать заявку на участие.
Гарантированная прозрачность
Несмотря на все трудности, связанные в том числе с несовершенством законодательства, реализация указанных мероприятий позволила поднять закупки Смоленской области на более высокий качественный уровень. По результатам участия в Национальном рейтинге прозрачности закупок-2017 Смоленская область заняла пятое место в лидирующей группе субъектов РФ и получила наивысшую оценку рейтинга — «Гарантированная прозрачность».
Работа по совершенствованию организации закупок будет продолжена. В ближайших планах — расширение номенклатуры товаров, закупаемых на совместных торгах, продолжение типизации контрактов и их условий, а также переход с 1 июля 2018 года на проведение конкурсов и запросов котировок в электронной форме.
Госзакупки Смоленской области: стереотипы разрушены
Михаил Юрьевич ИВУШИН, начальник Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы
Одним из приоритетов работы Администрации Смоленской области под руководством губернатора А. В. Островского стало создание условий для честной и открытой конкуренции в сфере государственных закупок. Не секрет, что у большинства предпринимателей, особенно из числа малого и микробизнеса, до сих пор бытует стереотип, что сфера госзакупок существует для избранных и участие в ней организаций со стороны бессмысленно. На разрушение подобных стереотипов направлены усилия Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы.
первую очередь в поле зрения Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы попало отсутствие у заказчиков единообразия при описании одноименных объектов закупок. Зачастую технические задания были излишне детализированными, содержали характеристики, которые не влияют и не могут повлиять на качественные показатели товаров. Из-за таких документов участники закупок нередко при составлении заявок путались и совершали нелепые ошибки, влекущие отклонение от участия в торгах.
Навести порядок в данном вопросе было решено путем разработки типовых описаний объектов закупок. Типовые документы разрабатывали в тесном взаимодействии с заказчиками, а также с поставщиками и производителями отдельных товаров. Результатом совместной работы стала типизация более 250 наименований продуктов питания, компьютерной и оргтехники. Работа в данном направлении продолжается и в настоящее время. Серьезную помощь в вопросе недопущения ограничения конкуренции при описании объектов закупок оказывает формируемый в ЕИС каталог товаров, работ, услуг.
Кроме того, региональным законодательным актом была закреплена двухуровневая система проверки и согласования заявок на закупку, целью которой является недопущение условий, ограничивающих конкуренцию. Заявки областных учреждений подлежат проверке и согласованию со стороны курируемых их органов власти. Описание объектов закупок, относящихся к сферам информационных технологий, строительства и ремонта, в обязательном порядке согласовывают также профильные органы власти.
Н(М)ЦК под контролем
Поскольку правильный расчет стартовой цены на торгах является залогом эффективного расходования бюджетных средств, следующим направлением, на котором было сфокусировано наше внимание, стал вопрос формирования заказчиками обоснованной начальной (максимальной) цены контракта. Для того чтобы исключить случаи закупок продуктов питания по завышенным ценам, профильному региональному органу власти поручено два раза в месяц проводить мониторинг цен на продукты питания в крупных торговых сетях. Результаты мониторинга доводятся до сведения заказчиков и служат стартовым ориентиром при обосновании Н(М)ЦК.
Сметы на строительство и капитальный ремонт, а также на текущий ремонт на сумму свыше 100 тысяч рублей согласовываются в части правильности применения соответствующих расценок областным учреждением, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации.
Крупные закупки на сумму свыше 10 миллионов рублей до опубликования в ЕИС рассматриваются на специально созданной для этих целей межведомственной комиссии, в состав которой входят отраслевые заместители губернатора, курирующие сферу закупок, сферу финансов, деятельность заказчика, а также представители контрольного и уполномоченного органов. В результате проделанной работы удалось значительно повысить качество подготавливаемых к опубликованию документов о закупках.
Вместе с тем не всегда качественно подготовленная документация становится залогом результативности и эффективности закупки. В настоящее время законодательство о контрактной системе не способно в полной мере защитить заказчиков от действий недобросовестных поставщиков. Громоздкость процедуры одностороннего расторжения контракта, отсутствие законодательной возможности заключить контракт с иным участником закупки в случае расторжения контракта с победителем, длительность процедуры проведения повторной закупки, связанная с необходимостью внесения изменений в план закупок и в план-график, отсутствие возможности при проведении электронного аукциона требовать от участников подтверждения своей добросовестности (за исключением случаев демпинга) нередко приводят к тому, что по результатам торгов победителями признаются хозяйствующие субъекты, не способные в должной мере исполнить свои обязательства. При этом честные предприниматели, в том числе производители и переработчики, утрачивают интерес к торгам и вынуждены за бесценок реализовывать свою продукцию перекупщикам, теряя значительную часть прибыли.
От открытого конкурса к аукциону
Отдельно хотелось бы отметить несовершенство законодательства о контрактной системе в части регламентации проведения открытого конкурса. Очевидно, что открытый конкурс призван обеспечить баланс между стоимостью закупаемого товара (работы, услуги) и его качеством, а также квалификацией участника закупки. Однако на практике складывается ситуация, когда заказчик, устанавливая предельные величины значимости критериев оценки заявок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085, получает некий аналог аукциона, где предложенная цена играет решающее значение в определении победителя (за исключением отдельных случаев, установленных постановлением). Таким образом, участник конкурса, активно демпингуя, может вообще проигнорировать требование о предоставлении документов, необходимых для оценки неценового критерия, и тем не менее получит максимальный балл и будет признан победителем торгов. По этой причине открытый конкурс на протяжении многих лет остается мало востребованным способом закупки не только в Смоленской области, но и в Российской Федерации в целом. На наш взгляд, действующий порядок определения в документации величин значимости критериев, за исключением отдельных предметов закупок, целесообразно пересмотреть, предоставив заказчику больше полномочий в данном вопросе.
В связи с ограниченностью способов защиты от недобросовестных участников торгов в Смоленской области выработаны рекомендации заказчикам устанавливать размер обеспечения исполнения контракта при проведении электронных аукционов в размере не менее 15% при Н(М)ЦК, превышающей один миллион рублей. Также разработаны и доведены до сведения заказчиков методические рекомендации по приемке товаров, работ, услуг (результатов отдельного этапа исполнения контракта), призванные обеспечить качественную организацию заказчиком приемки результатов исполнения контрактов.
Госзакупки и малый бизнес: подружить удалось
Для увеличения доли закупок у субъектов малого предпринимательства совместно с заказчиками разработан перечень товаров, работ, услуг, закупку которых целесообразно осуществлять с установлением в документации соответствующих ограничений. В результате количество заключенных с СМП договоров возросло с 3,5 тысячи в 2015 году до 5,5 тысячи в 2017 году, а общая сумма таких контрактов увеличилась практически вдвое. При этом основная их часть заключена с предпринимателями Смоленской области.
Кроме того, Главное управление проводит системную работу по увеличению доли закупок, осуществляемых по результатам совместных торгов. Данные процедуры отличаются большей по сравнению с индивидуальными торгами эффективностью: выше конкуренция, более высокий уровень экономии и низкий процент несостоявшихся процедур. В 2017 году по результатам совместных аукционов заключено 25% контрактов, в том числе на поставку продуктов питания, лекарственных средств, изделий медицинского назначения. При этом лоты формируются с учетом мнения производителей товаров и переработчиков, а также особенностей локализации заказчиков, участвующих в совместных торгах.
Считаем, что работа по повышению эффективности торгов не может быть результативной без тесного контакта с представителями бизнес-сообщества. Главное управление принимает активное участие в организации мероприятий информационного и обучающего характера для местных предпринимателей. Совместно с региональным Центром поддержки предпринимательства мы проводим семинары, в том числе с применением деловых игр, для начинающих бизнесменов из числа субъектов малого предпринимательства с целью обучения их азам участия в торгах.
Магазин малых закупок
В рамках повышения прозрачности закупок ведется работа, направленная на расширение информированности потенциальных участников торгов о проводимых закупках. На официальном сайте Главного управления развернут информационный ресурс «Реестр закупок», объединяющий сведения обо всех закупках, осуществляемых федеральными, региональными и муниципальными заказчиками, как по Закону № 44‑ФЗ, так и по Закону № 223‑ФЗ на территории Смоленской области. Данный ресурс обновляется в режиме реального времени и позволяет поставщикам оперативно получать информацию о публикуемых закупках.
Кроме того, в региональную информационную систему закупок внедрен новый модуль «Малые закупки Смоленской области», с помощью которого обеспечивается прозрачность и конкурентность прямых закупок. Теперь малые закупки проводятся на площадке специального интернет-сервиса, где заказчик публикует свой запрос, оценивает предложения потенциальных поставщиков и заключает контракт с организацией, предложившей наименьшую цену контракта. Модуль обязателен для использования всеми областными заказчиками, осуществляющими закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Сервис позволяет обеспечить эффективный контроль соблюдения заказчиками установленного законодательством лимита малых закупок. Потенциальные поставщики, пройдя простую регистрацию в модуле, получают доступ к тысячам закупок, которые до настоящего времени заключались в закрытом для общественности режиме. При этом данный ресурс позволяет поставщикам отслеживать интересующие их объекты закупок, чтобы своевременно подать заявку на участие.
Гарантированная прозрачность
Несмотря на все трудности, связанные в том числе с несовершенством законодательства, реализация указанных мероприятий позволила поднять закупки Смоленской области на более высокий качественный уровень. По результатам участия в Национальном рейтинге прозрачности закупок-2017 Смоленская область заняла пятое место в лидирующей группе субъектов РФ и получила наивысшую оценку рейтинга — «Гарантированная прозрачность».
Работа по совершенствованию организации закупок будет продолжена. В ближайших планах — расширение номенклатуры товаров, закупаемых на совместных торгах, продолжение типизации контрактов и их условий, а также переход с 1 июля 2018 года на проведение конкурсов и запросов котировок в электронной форме.