ФАС считает необходимым введение регулирования в части заключения госкомпаниями офсетных договоров
15.06.2023
ФАС России считает необходимым введение определенного нормативного регулирования в части заключения госкомпаниями (субъектами 223-ФЗ, закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”) офсетных (со встречными инвестиционными обязательствами) договоров, заявил в ходе Форума МСП (проводится в рамках ПМЭФ) замруководителя ФАС Петр Иванов.
“Общие принципы заключения офсетов должны быть прописаны в каком-то нормативном документе, поскольку белых пятен здесь (в сфере заключения офсетных договоров – прим) еще много, – сказал Иванов. – 223-ФЗ не определяет понятие офсетного договора и дает достаточно большую свободу госкорпорациям. Фактически в своих положениях о закупках они сами определяют, каким образом формируются условия по офсетным договорам”.
Иванов не сообщил, какие именно параметры офсетных договоров должны регулироваться нормативными документами. Однако отметил, что ФАС считает важным ограничение срока действия офсетных договоров.
“Он (офсетный договор – прим) не должен быть слишком долгосрочным, чтобы не создать монополизацию того или иного рынка компанией, которая выигрывает право на заключение офсетного договора, – сказал Иванов. – Можно пойти по аналогии с 44-ФЗ (закон “О контрактной системе”) и определить срок действия таких договоров, например, в 10 лет”.
Помимо этого, замруководителя ФАС указал на необходимость обеспечения конкуренции при розыгрыше офсетного договора. По его словам, многие заказчики ведут предварительные переговоры с потенциальными поставщиками по офсетным договорам. Цель таких договоров – определение лучших условий, обеспечение приобретения именно той продукции, которая необходима. “Важно, чтобы эти переговоры не превращались в сговор с заказчиком”, – подчеркнул Иванов.
Также важным Иванов считает определение предмета офсетного договора. Им должна быть только инновационная продукция.
“Если результатом офсетного договора будет продукция, которая на рынке уже присутствует, то зачем здесь офсетный договор и в чем смысл создания еще одного производства, которое фактически создаст неравные конкурентные условия для тех, кто на этом рынке уже работает, – отметил Иванов. – Основная идея офсетов – создание новой инновационной продукции, которая на рынке отсутствует”.
Гендиректор ООО “Элкат” Максим Третьяков добавил, что предметом офсетных договоров должна быть продукция, которая не только отсутствует на российском рынке, но и которая обеспечивает импортозамещение.
“Рынок закупок госкомпаний – минимум около 23 трлн рублей и в них минимум 15% импорта, по самым скромным оценкам”, – сказал Третьяков.
Кроме того, по его словам, практику заключения офсетных договоров необходимо распространять не только на рынок госкомпаний, но и коммерческих заказчиков. “Это огромный рынок – минимум 86 трлн рублей, в которых доля импорта 37%, – отметил Третьяков. – Это тоже поле для использования механизма офсетных договоров”.
Как сообщалось, в ноябре прошлого года вступили в силу новые положения закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”, предусматривающие, что отобранным для участия в программах развития субъектам МСП госкомпании должны будут составлять индивидуальные карты развития с перечнем конкретных мероприятий, сроком их реализации и указанием ответственных за это лиц. Причем участвовать в таких программах развития смогут только те субъекты МСП, которые уже имеют опыт исполнения договоров по результатам закупок госкомпаний. Продолжением таких программ развития субъектов МСП или их составной частью могут быть офсетные договоры.
При этом Минфин РФ неоднократно отмечал отсутствие необходимости регулирования в 223-ФЗ вопроса заключения долгосрочных контрактов, в том числе, офсетных.
“В настоящее время 223-ФЗ не содержит норм, запрещающих или ограничивающих возможность для заключения долгосрочных и офсетных договоров, – говорила в прошлом году директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. – Для этого достаточно проявить инициативу, включить соответствующие нормы в положения о закупках. Некоторые крупные госкомпании уже доказали это на практике, например, при заключении долгосрочных контрактов. Другие опасаются выступать с такой инициативой при отсутствии соответствующего поручения руководства заказчика или при отсутствии необходимого нормативного правового акта”.
Осенью прошлого года заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации Константин Долгов заявил, что верхняя палата намерена подготовить поправки к 223-ФЗ, регламентирующие заключение госкомпаниями долгосрочных контрактов.
“Общие принципы заключения офсетов должны быть прописаны в каком-то нормативном документе, поскольку белых пятен здесь (в сфере заключения офсетных договоров – прим) еще много, – сказал Иванов. – 223-ФЗ не определяет понятие офсетного договора и дает достаточно большую свободу госкорпорациям. Фактически в своих положениях о закупках они сами определяют, каким образом формируются условия по офсетным договорам”.
Иванов не сообщил, какие именно параметры офсетных договоров должны регулироваться нормативными документами. Однако отметил, что ФАС считает важным ограничение срока действия офсетных договоров.
“Он (офсетный договор – прим) не должен быть слишком долгосрочным, чтобы не создать монополизацию того или иного рынка компанией, которая выигрывает право на заключение офсетного договора, – сказал Иванов. – Можно пойти по аналогии с 44-ФЗ (закон “О контрактной системе”) и определить срок действия таких договоров, например, в 10 лет”.
Помимо этого, замруководителя ФАС указал на необходимость обеспечения конкуренции при розыгрыше офсетного договора. По его словам, многие заказчики ведут предварительные переговоры с потенциальными поставщиками по офсетным договорам. Цель таких договоров – определение лучших условий, обеспечение приобретения именно той продукции, которая необходима. “Важно, чтобы эти переговоры не превращались в сговор с заказчиком”, – подчеркнул Иванов.
Также важным Иванов считает определение предмета офсетного договора. Им должна быть только инновационная продукция.
“Если результатом офсетного договора будет продукция, которая на рынке уже присутствует, то зачем здесь офсетный договор и в чем смысл создания еще одного производства, которое фактически создаст неравные конкурентные условия для тех, кто на этом рынке уже работает, – отметил Иванов. – Основная идея офсетов – создание новой инновационной продукции, которая на рынке отсутствует”.
Гендиректор ООО “Элкат” Максим Третьяков добавил, что предметом офсетных договоров должна быть продукция, которая не только отсутствует на российском рынке, но и которая обеспечивает импортозамещение.
“Рынок закупок госкомпаний – минимум около 23 трлн рублей и в них минимум 15% импорта, по самым скромным оценкам”, – сказал Третьяков.
Кроме того, по его словам, практику заключения офсетных договоров необходимо распространять не только на рынок госкомпаний, но и коммерческих заказчиков. “Это огромный рынок – минимум 86 трлн рублей, в которых доля импорта 37%, – отметил Третьяков. – Это тоже поле для использования механизма офсетных договоров”.
Как сообщалось, в ноябре прошлого года вступили в силу новые положения закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”, предусматривающие, что отобранным для участия в программах развития субъектам МСП госкомпании должны будут составлять индивидуальные карты развития с перечнем конкретных мероприятий, сроком их реализации и указанием ответственных за это лиц. Причем участвовать в таких программах развития смогут только те субъекты МСП, которые уже имеют опыт исполнения договоров по результатам закупок госкомпаний. Продолжением таких программ развития субъектов МСП или их составной частью могут быть офсетные договоры.
При этом Минфин РФ неоднократно отмечал отсутствие необходимости регулирования в 223-ФЗ вопроса заключения долгосрочных контрактов, в том числе, офсетных.
“В настоящее время 223-ФЗ не содержит норм, запрещающих или ограничивающих возможность для заключения долгосрочных и офсетных договоров, – говорила в прошлом году директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. – Для этого достаточно проявить инициативу, включить соответствующие нормы в положения о закупках. Некоторые крупные госкомпании уже доказали это на практике, например, при заключении долгосрочных контрактов. Другие опасаются выступать с такой инициативой при отсутствии соответствующего поручения руководства заказчика или при отсутствии необходимого нормативного правового акта”.
Осенью прошлого года заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации Константин Долгов заявил, что верхняя палата намерена подготовить поправки к 223-ФЗ, регламентирующие заключение госкомпаниями долгосрочных контрактов.