Вопрос-ответ

1. Казначейское сопровождение контрактов для муниципальных заказчиков

В соответствии с частью 1 статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению подлежат:

- определенные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете средства, получаемые на основании муниципальных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения исполнения которых являются предоставляемые из местного бюджета средства;

- средства, получаемые (полученные) участниками казначейского сопровождения, в случаях, установленных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.

 

2. Практика применения Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Согласно части 1 статьи 32 Закона 44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Заказчик обязан в извещении указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.

Критериев должно быть минимум два и один из них – цена контракта, сумма цен единиц товара, работы услуги.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

3. О возможности приобретения техники и оборудования, бывшего в употреблении, и порядка проведения закупок на такие товары.

Описание объекта закупки осуществляется в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Согласно пункту 7 части 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Таким образом, в случае если заказчиком допускается закупка товара, бывшего в употреблении, указанное условие должно быть предусмотрено извещением о закупке (письмо Минфина России от 3 июня 2020 г. N 24-01-08/47511). В случае, если извещение не содержит положений, касающихся данного вопроса, то закупается новый товар, и заказчик не вправе заключать контракт с участником, предлагающим товар, бывший в употреблении.

 

4. Можно ли осуществить покупку оборудования с единственным поставщиком по п. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ, по субсидии из федерального бюджета (нац. проекту)

Закон 44-ФЗ не содержит указаний на источник финансирования контрактов, заключаемых в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93. Единственным ограничением является предельная допустимая цена контрактов, заключаемых по указанному основанию.

 

5. Особенности закупок по строительству и капитальному ремонту

При осуществлении закупок по строительству и капитальному ремонту необходимо указывать в извещении дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (в зависимости от предмета закупки необходимо применять нужную позицию приложения к постановлению).

Кроме того, до 01.05.2025 продлена возможность проведения строительных закупок «под ключ», а также возможность предусматривать в таких контрактах поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта.

При осуществлении строительных закупок «под ключ» предусмотрено право заказчиков устанавливать разные размеры аванса в отношении этапов исполнения контракта, в том числе не предусматривать аванс в отношении контрактов, предусматривающих выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий.

 

6. Можно ли осуществить закупки строительных работ с единственным поставщиком по п. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ не содержит ограничений по объекту закупок в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93. Единственным ограничением является предельная допустимая цена контрактов, заключаемых по указанному основанию.

 

7. Может ли закупка, участниками которой являются субъекты малого предпринимательства, социально-ориентированные некоммерческие организации, быть проведена с неопределенным объемом? От максимального значения цены контракта, цены контракта или от начальной цены единицы товара, работы или услуги исчисляется сумма обеспечения исполнения контракта, а также штрафные санкции в данном случае?

Да, может. В случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения контракта, по нашему мнению, исчисляется от максимального значения цены контракта. Штрафы также рассчитываются от максимального значения цены контракта (этапа исполнения контракта).

 

8. Особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования (постановление Правительство Российской Федерации от 08.07.2022 № 1224) 

 

При описании объекта закупки, относящегося к товарам, при закупках которых предъявляются экологические требования, указывается доля вторичного сырья, использованного при производстве товара.

Минприроды России в письме от 16 сентября 2022 г. № 25-29/36428 указало, что государственные и муниципальные органы власти Российской Федерации в 2023 году не ограничены в установлении конкретной (минимальной) доли вторичного сырья, при производстве товаров в целях их закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В тоже время установление заказчиком доли вторичного сырья, которая равна 0%, Минприроды России считает нецелесообразным и бессмысленным.

Для подтверждения наличия вторичного сырья в закупаемой продукции могут использоваться:

1) письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторичного сырья;

2) выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;

3) документация на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК-034-2014 (КПЕС 2008).

 

9. Если при описании объекта закупки бумаги для офисной техники не были описаны экологические требования и не указана доля вторичного сырья, которое использовали при производстве товара, можно ли будет подать жалобу на заказчика?

В  соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования» (далее — Постановление № 1224) при описании объекта закупки отдельных видов товаров (изделия из бумаги, твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства, контейнеры и урны для мусора, удобрения органические и др.) должна быть указана доля вторичного сырья, использованного при его производстве.

Вместе с тем положениями Постановления № 1224 размер такой доли не определен. Предполагается, что ежегодно, начиная с 2024 года по предложению Минпромторга России по согласованию с Минприроды России перечень отдельных видов товаров будет пересматриваться Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Минприроды России (письма от 16.09.2022                № 25−29−36428, от 15.12.2022 № 25−53/49250, от 16.12.2022 № 25−53/49360) заказчики в 2023 году не ограничены в установлении конкретной (минимальной) доли вторичного сырья, при производстве товаров в целях их закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В качестве подтверждения наличия вторичного сырья в закупаемой продукции, в том числе при приёмке товара, могут использоваться:

— письма от производителя продукции/товара с указанием массовой доли вторичного сырья;

— выписки из технологической/производственной документации производителя товара/продукции;

— документация на входной поток вторичного сырья производителя товара/продукции по кодам общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК-034−2014 (КПЕС 2008).

Кроме того, Минфин России письмом от 31.01.2023                                                         № 24−06−06/7558 разъяснил порядок применения положений Постановления № 1224 в части необходимости указания доли вторичного сырья в отношении товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Поскольку доля вторичного сырья, использованного при производстве товара, указывается при описании объекта закупки, относящегося к товарам, перечисленным в пункте 2 особенностей, утвержденных Постановлением                № 1224, необходимость указания доли вторичного сырья не применяется в отношении товаров, поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

 

Аналогичная позиция также содержится в письме Минфина России от 07.02.2023 N 24-06-06/9756.

Таким образом, в случае нарушения заказчиком правил описания объекта закупки участником закупки может быть подана жалоба в Федеральную антимонопольную службу.

 

10.  Применение национального режима при осуществлении закупок

Статья 14 Закона о контактной системы предусматривает применение национального режима при осуществлении                      закупок.

 

1. Как и где отразить информацию о применении запретов (ограничений, условий) на допуск иностранных товаров (работ, услуг)

В отношении закупок ряда иностранных товаров (работ, услуг) установлены запреты, ограничения, условия. Соблюдение таких требований имеет множество нюансов.  Чтобы применить запреты (ограничения, условия) допуска, заказчику необходимо правильно сформировать объект закупки, установить требования к составу заявок и рассмотреть их. При закупке некоторых товаров надо учесть минимальную обязательную долю закупок товаров производства РФ и других стран ЕАЭС.

Запреты (ограничения, условия допуска) обязательны к применению, если заказчик приобретает товар (работу, услугу), который подпадает под их действие, и соответствующим актом Правительства РФ не предусмотрено исключение. Если же проводимая закупка соответствует установленным исключениям и актами Правительства РФ не установлено иное, в ЕИС необходимо разместить обоснование невозможности соблюдения запретов (ограничений) (ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

При применении ограничений или запретов заказчику необходимо руководствоваться как кодом закупаемого товара по ОКПД2, так и наименованием вида товара (письмо ФАС России от 29.03.2019                                              N 17/25505/19).

Необходимо также учитывать, что если в НПА, устанавливающем запрет (ограничение, условия) допуска иностранных товаров, приведен, например, двухзначный код ОКПД2 (класс), то он распространяется на все позиции (подклассы, группы и т.д.) этого класса (письма Минфина России от 06.11.2020 N 24-03-07/96955, от 05.08.2019 N 24-01-08/58632).

При планировании закупок информация о применении запретов (ограничений, условий) на допуск иностранных товаров (работ, услуг) в план-график не включается (ч. 2 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279).

В извещении о закупке необходимо предусмотреть все особенности ее проведения в соответствии с актами Правительства РФ и (или) Минфина России, например:

- порядок подтверждения участником соответствия товара (работы, услуги) установленным запретам (ограничениям, условиям) допуска. По общему правилу документы (сведения), которые он должен представить, указаны в актах, которыми установлены эти запреты (ограничения, условия) допуска;

- особенности рассмотрения заявок (см., например, п. 1 Постановления N 1289).

 

Заказчика могут привлечь к административной ответственности, если он, в частности:

- не отразит сведения о наличии запретов (ограничений, условий) допуска иностранных товаров (работ, услуг);

- необоснованно установит сведения о наличии таких запретов (ограничений, условий) допуска;

- не учтет требования к формированию объекта закупки (контракта);

- не учтет требования к документам, подтверждающим соответствие товара (работ, услуг) запретам (ограничениям, условиям), либо потребует дополнительные документы.

На товары (работы, услуги) из стран ЕАЭС по общему правилу не распространяются запреты и ограничения, а по условиям допуска участникам, предложившим их, предоставляются преимущества.

 

Необходимо установить запрет при закупках отдельных видов:

- промышленных товаров;

- программного обеспечения.

Запреты нужно применять при осуществлении любой закупки, в том числе у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По общему правилу запрет можно не устанавливать, когда товар не производят в РФ или государствах - членах ЕАЭС. Неприменение запрета нужно обосновать.

Если в отношении товара установлен запрет и к тому же он включен в один из Перечней к Приказу N 126н, не нужно применять условия допуска (пп. "г" п. 2 данного Приказа).

 

2. Как применить запрет на допуск промышленных товаров

Запрет устанавливается в общем порядке, если код закупаемого товара (поставляемого при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг) по ОКПД2 включен в Перечень к Постановлению N 616. Запрет действует при закупке лизинга, если его предмет включен в указанный Перечень. Запрет применяется также при закупке у единственного поставщика, поскольку п. 3 названного Постановления не предусматривает для нее исключений. Данные выводы следуют из п. п. 1, 4 Постановления N 616, письма Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216.

Важно! Некоторые коды ОКПД2 из Перечня к Постановлению N 616 включают коды из Перечня N 1 к Постановлению N 102. Например, код 14.19.32.120 из Перечня N 1 к Постановлению N 102 относится к подклассу 14.1, включенному в Перечень к Постановлению N 616. По мнению Минпромторга России, в такой ситуации надо руководствоваться Постановлением N 102, если и код, и наименование закупаемого товара соответствуют данным в Перечне к этому Постановлению. В противном случае требуется установить запрет по Постановлению N 616.

Чтобы исполнить требования запретов по п. п. 1, 2 Постановления N 616:

1) не объединяйте в рамках одной закупки (контракта, лота) товары, включенные в Перечень к Постановлению N 616, и товары, отсутствующие в нем.

Важно! Медицинские маски с кодами 32.50.50.190 и 32.99.11.160 нельзя закупать по одному контракту (включать в один лот) с иными видами промтоваров из Перечня к Постановлению N 616 (п. 12 Постановления N 616);

2) при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в п. п. 22, 23, 29 Перечня к Постановлению N 616, в описании соответствующего товара нельзя приводить характеристики (иную информацию), не предусмотренные позицией КТРУ (пп. "а" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145);

3) в документах закупки необходимо указывать характеристики товара, идентичные тем, которые представили в Минпромторг России для получения разрешения на закупку иностранного товара (например, область применения и качественные характеристики оборудования). При этом не допускается устанавливать дополнительные характеристики (касающиеся функционального назначения или выполняемых функций, области применения, качественных характеристик), отсутствующие в разрешении (п. 11 Постановления N 616, письмо Минпромторга России, ФАС России от 12.08.2022 N N УА-77839/12, ПИ/76184/22);

4) при закупке товаров из п. п. 62 - 66 Перечня к Постановлению N 616 установите запрет на допуск в их составе ряда иностранных элементов (в частности, устройств ЧПУ). Исключение - случаи, когда такой элемент не производится на территории РФ или государства - члена ЕАЭС. Отсутствие такого производства подтверждается разрешением на закупку иностранного товара (п. 5 Постановления N 616);

5) укажите в документах закупки, что для подтверждения соответствия товара установленному запрету участник указывает (декларирует) в заявке (п. 10 Постановления N 616):

в отношении товаров из РФ – номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)

  • Помимо этих номеров участник отражает также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено Постановлением N 719 (для продукции, в отношении которой есть требование о таком количестве баллов);

  • в отношении товаров из ЕАЭС - номера реестровых записей из Евразийского реестра промышленных товаров. Кроме того, участник должен привести информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена ЕАЭС, если это предусмотрено Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 N 105 (для продукции, в отношении которой есть соответствующее требование).

6) при рассмотрении заявок заявки участников, которые не подтвердили соответствие товара условиям запрета, отклоняются;

7) при исполнении контракта:

  • не допускается замены товара, указанного в Перечне к Постановлению N 616, товарами из иностранного государства, кроме случая, когда он происходит из страны ЕАЭС (п. 13 Постановления N 616);

  • при передаче товара (результатов работы) заказчику необходимо убедиться, что поставщик (подрядчик, исполнитель) представил документы, которые подтверждают страну происхождения товара и на основании которых он был включен в один из реестров: Реестр российской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции или Евразийский реестр промышленных товаров. Эти документы приведены в Постановлениях N N 719, 878, Решении Совета ЕЭК от 23.11.2020 N 105 (п. 10(3) Постановления N 616).

Случаи, когда запреты в соответствии с Постановлением N 616 не применяются в указаны в п. 3 Постановления.

 

3. Как установить запрет на допуск иностранного программного обеспечения

Запрет устанавливается в общем порядке при закупке программного обеспечения, включая исключительные права и права использования такого ПО (п. 2 Постановления N 1236).

Запрет не распространяется на ПО, включенное в единый реестр евразийского программного обеспечения (п. 2 Постановления N 1236).

Обоснование надо разместить в ЕИС одновременно с извещением о закупке (п. 6 Порядка, утвержденного Постановлением N 1236).

Обратите внимание! Если планируете закупить ПО, на которое не распространяется запрет по Постановлению N 1236, но оно включено в Перечень N 1 к Приказу N 126н, необходимо применить условия допуска.

 

4. Как применить ограничения на допуск иностранных товаров

Ограничения на допуск иностранных товаров устанавливаются при закупках отдельных видов:

Важно! Для некоторых товаров определена минимальная обязательная доля закупок российских товаров. Для ее достижения необходимо учесть ряд особых правил.

Обратите внимание! Применять ограничения необходимо чаще всего совместно с условиями допуска. Необходимо проверять, попадает ли товар, который закупается, как под ограничения, так и под условия допуска.

 

5. Как установить и применить ограничения при закупке лекарств

Установить ограничения допуска иностранных лекарств необходимо только в случае закупки ЖНВЛП с одним международным непатентованным наименованием (МНН) или химическим, группировочным наименованием (п. 1 Постановления N 1289, п. 2 Письма ФАС России от 19.02.2016 N ИА/10439/16).

Ограничение не распространяется на товары из государств - членов ЕАЭС и не применяется в случаях, которые указаны в п. 5 Постановления N 1289 (п. 1 Постановления N 1289).

Чтобы соблюсти ограничения необходимо:

  1. указывать в извещении о закупке, что участник должен подтвердить страну происхождения лекарства сертификатом СТ-1 или заключением, которое выдает Минпромторг России, и представить информацию (документы), необходимые для применения условий допуска (п. 2 Постановления N 1289);

  2. отклонить все заявки с иностранными лекарствами, если среди всех поданных заявок есть как минимум две, которые (п. 1 Постановления N 1289):

- соответствуют требованиям извещения (документации);

- содержат предложения о поставке товаров из ЕАЭС;

- не содержат предложений о поставке товаров одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц. Такому условию не противоречит ситуация, когда в заявках, поданных различными держателями (владельцами) регистрационных удостоверений, содержится предложение о поставке российских лекарств, произведенных на одной производственной площадке. Это обусловлено тем, что лекарства, находящиеся в гражданском обороте на основании одного регистрационного удостоверения, но произведенные разными юрлицами, представляют собой один товар (п Минпромторга России от 17.12.2019 N 91287/19).

Минфин России указал, что необходимо отклонить в том числе заявки, содержащие предложение о поставке нескольких лекарств, если хотя бы одно из них не из ЕАЭС.

Примените условия допуска:

- если после отклонения заявок хотя бы одна соответствует условиям п. 1(1) Постановления N 1289;

- если заявки с иностранным товаром не отклонены, так как лекарства есть в Перечне N 1 к Приказу N 126н (п. 4 Постановления N 1289, п. 1 Приказа N 126н);

  1. при заключении и исполнении контракта не допускайте замены товара, предложенного в заявке, на товар из другой страны или замены конкретного производителя лекарственного препарата, если все заявки с иностранными лекарствами были отклонены (п. 3 Постановления N 1289).

 

6. Как применить ограничения при закупке медицинских изделий

Такие ограничения допуска устанавливаются в общем порядке, когда закупаются медицинские изделия из Перечня N 1, утвержденного п. 1 Постановления N 102.

Важно! Чтобы применить положения Постановления N 102 к товарам из Перечня N 1, совпасть должен как указанный в нем код ОКПД2, так и приведенное в нем для такого кода наименование вида медизделия. Если они не совпадают, следует применять Постановление N 617 (примечание к Перечню N 1, письма Минфина России от 30.03.2020 N 24-03-08/25087, от 17.02.2020 N 24-03-07/10737 и от 15.07.2020 N 24-03-07/61763). Вместе с тем необходимо учесть следующее:

  • некоторые коды ОКПД2 включены в Перечень N 1 и в Перечень к Постановлению N 617. Минпромторг России указал, что в такой ситуации нужно применять перечень с более уточненным кодом ОКПД2. Кроме того, если планируется закупить товар, код которого внесен в оба Перечня, но его наименование не совпадает с указанным в Перечне N 1, ограничить допуск в соответствии с Постановлением N 617. Это следует из примечания к Перечню N 1;

  • отдельные коды ОКПД2 из Перечня N 1 относятся к кодам из Перечня к Постановлению N 616. Например, код 14.19.32.120 из Перечня N 1 относится к подклассу 14.1, включенному в Перечень к Постановлению N 616. По мнению Минпромторга России, в такой ситуации надо руководствоваться Постановлением N 102, если и код, и наименование закупаемого товара соответствуют данным в Перечне к этому Постановлению. В противном случае требуется установить запрет по Постановлению N 616;

Перечень документов, которыми нужно подтвердить страну происхождения, а также порядок применения ограничений зависят от конкретной группы медицинских изделий.

Обратите внимание! Ограничения допуска по Постановлению N 102 нужно применять и при закупке услуг, в рамках которой планируется приобрести медизделия из Перечней, утвержденных этим Постановлением (п. 29 Обзора судебной практики N 2 (2019) (утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019)).

Чтобы применить ограничения для отдельных видов медицинских изделий из Перечня N 1 необходимо:

  1. не объединять в рамках одной закупки (контракта, лота) товары, включенные в Перечень N 1, и товары, отсутствующие в нем (п. 2(2) Постановления N 102);

  2. указать, что участник подтверждает страну происхождения товара сертификатом СТ-1 (п. 3 Постановления N 102);

  3. отклонить все заявки с предложением о поставке иностранных медизделий (за исключением медизделий из государств - членов ЕАЭС), если поданы хотя бы две заявки, которые (п. 2 Постановления N 102):

- соответствуют требованиям извещения;

- содержат предложения о поставке товаров из стран - членов ЕАЭС;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.

Заявка признается содержащей предложение о поставке иностранных медицинских изделий, в частности, когда хотя бы одно из них происходит не из стран - членов ЕАЭС (письмо Минфина России от 13.09.2019 N 24-03-07/70602).

Необходимо применити условия допуска, если товар есть в одном из Перечней к Приказу N 126н и заявки с иностранным товаром не отклонены (п. 2(1) Постановления N 102, п. 1 Приказа N 126н);

  1. при исполнении контракта не допускается замены товара на иностранный (не из государства - члена ЕАЭС) и замена производителя, если все заявки с предложением иностранного товара были отклонены (п. 3(1) Постановления N 102).

Порядок применения ограничений при закупке изделий из Перечня N 1 подробно разъяснен в письме Минфина России от 22.05.2018 N 24-03-06/47606, Минпромторга России от 22.05.2018 N ЦС-31570/19, Минздрава России от 29.06.2018 N 25-3/10/2-4204, ФАС России от 29.05.2018 N РП/38817/18.

Чтобы применить ограничения при закупках медицинских изделий одноразового применения необходимо:

  1. не объединять в рамках одной закупки (контракта, лота) товары, включенные в Перечень N 2, и товары, отсутствующие в нем (п. 2(2) Постановления N 102);

  2. указать, что участник подтверждает страну происхождения товара сертификатом СТ-1, а процентную долю стоимости материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции - актом экспертизы, выданным ТПП РФ, или аналогичным документом, выданным уполномоченным органом (организацией) государства - члена ЕАЭС (п. 3 Постановления N 102);

  3. отклонить все заявки с предложением о поставке иностранных медизделий (за исключением медизделий из государств - членов ЕАЭС), если поданы хотя бы две заявки, которые (п. 2 Постановления N 102):

- соответствуют требованиям извещения (документации);

- содержат предложения о поставке товаров из стран - членов ЕАЭС;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медизделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц;

- содержат предложения о поставке товаров, у которых процентная доля стоимости иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции соответствует приведенной в Показателе локализации собственного производства медицинских изделий;

- содержат предложения о поставке медизделий, на производство которых имеется подтверждение о соответствии ГОСТ ISO 13485-2017.

Применить условия допуска, если заявки не отклонены, так как товар есть в одном из Перечней к Приказу N 126н (п. 2(1) Постановления N 102, п. 1 Приказа N 126н);

  1. если заявки с предложением иностранного товара были отклонены, при исполнении контракта не допускайте замены (п. 3(2) Постановления N 102):

- товара на иностранный (не из государства - члена ЕАЭС) или на товар, у которого процентная доля стоимости иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции больше приведенной в Показателе локализации собственного производства медицинских изделий на соответствующий год;

- производителя медизделия.

7. Как применить ограничения при закупке продуктов питания

Установить ограничения допуска, если закупаются продукты питания из Перечня, утвержденного Постановлением N 832 (п. 1 Постановления N 832).

Ограничение не нужно применять при закупках продуктов из ЕАЭС и в случаях, которые указаны в п. 5 Постановления N 832 (п. 2 Постановления N 832).

Чтобы соблюсти ограничения, необходимо:

  1. указать, что участник должен задекларировать в заявке страну происхождения товара (в соответствии с ОКСМ) и производителя товара (п. 3 Постановления N 832);

  2. отклонить заявки с предложением о поставке иностранных продуктов питания, если одновременно поданы хотя бы две заявки, которые (п. 2 Постановления N 832):

- соответствуют требованиям извещения (документации);

- содержат предложения о поставке товаров из ЕАЭС;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида товаров одного производителя.

Необходимо применить условия допуска, если товар есть в Перечне N 1 к Приказу N 126н и заявки с иностранным товаром не отклонены;

  1. при исполнении контракта не допускайте замены товара на иностранный (не из ЕАЭС) и (или) на товар другого производителя, если его продукцию предлагали к поставке другие участники закупки и их заявки вы не отклонили. Это правило применяется, когда при осуществлении закупки были отклонены все заявки с иностранными продуктами (п. 4 Постановления N 832).

 

8. Как применить ограничения на допуск промышленных товаров

Установить ограничения допуска, если закупаются товары из Перечня, утвержденного Постановлением N 617, а также в случае, когда такие товары поставляются при выполнении (оказании) закупаемых работ (услуг) (п. п. 1, 4 Постановления N 617). Учтите, что ограничения не распространяются на товары из ЕАЭС.

Не применяются ограничения допуска по Постановлению N 617 (п. п. 11, 12 Постановления N 617), если:

  • в отношении товаров, включенных в Перечень к указанному Постановлению, установлен запрет (п. 12 Постановления N 617).

Важно! Ряд кодов ОКПД2 из Перечня к Постановлению N 617 пересекаются с кодами из Перечня N 1 к Постановлению N 102 и кодами из Перечня к Постановлению N 878. Полагаем, в такой ситуации нужно применять перечень с более точным кодом. Например, для кода 28.25.14.110 применять нужно положения Постановления N 878. Такой подход основан на мнении Минпромторга России в отношении сходной ситуации. Кроме того, если планируете закупить товар, код которого внесен в Перечень к Постановлению N 617 и в Перечень N 1 к Постановлению N 102, но его наименование не совпадает с указанным в Перечне N 1, с учетом примечания к этому Перечню нужно ограничить допуск в соответствии с Постановлением N 617;

  • закупаются товары, указанные в позициях 101, 102 Перечня, для обеспечения нужд спорта высших достижений;

  • закупаются запчасти и детали к используемому иностранному спортивному огнестрельному оружию с нарезным стволом;

  • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым в соответствии с технической документацией на них;

  • необходимо обеспечить взаимодействие товаров с уже используемыми вами из-за их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки.

Чтобы соблюсти ограничения по Постановлению N 617 необходимо:

  1. не объединять в одной закупке (контракте, лоте) товары из Перечня к Постановлению N 617 и товары, отсутствующие в нем, а при закупке музыкальных инструментов и оборудования - товары из разных Производственных групп и иные промышленные товары (п. п. 5, 6 Постановления N 617);

  2. указать, что подтверждением страны происхождения товара является одно из следующих условий (п. 7 Постановления N 617):

  3. приведение номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);

  4. приведение номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов ЕАЭС технологических операций (условий), если это предусмотрено Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);

  5. установить, что для подтверждения соответствия товара установленному ограничению участник закупки (п. 9 Постановления N 617):

  6. в заявке указывает (декларирует) номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупное количество баллов (при наличии).

  7. при передаче товара (результата работ) предоставляются документы, которые подтверждают страну происхождения товара и на основании которых продукцию включают в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров;

  8. отклонить заявки с предложением о поставке иностранных товаров, если подана одна (или более) заявок, которые одновременно (п. 2 Постановления N 617):

  9. содержат предложения о поставке товаров только из ЕАЭС;

  10. не содержат предложений о поставке одного и того же вида товаров одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.

Необходимо применить условия допуска, если товар есть в одном из Перечней к Приказу N 126н и заявки с иностранным товаром не отклонены (п. 3 Постановления N 617);

  1. включить в контракт номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии);

  2. при исполнении контракта не допускается замена товара на иностранный (не из ЕАЭС), если в ходе проведения закупки отклонены заявки в соответствии с п. 2 Постановления N 617 (п. 10 Постановления N 617).

 

9. Как применить ограничения при закупке радиоэлектронной продукции

Необходимо установить ограничение допуска иностранной радиоэлектронной продукции, если она включена в Перечень, утвержденный Постановлением N 878.

Если код ОКПД2 из Перечня к Постановлению N 878 пересекается с кодом из Перечня к Постановлению N 617, по нашему мнению, нужно применять перечень с более точным кодом. Например, для кода 28.25.14.110 надо применять положения Постановления N 878. Такой подход основан на мнении Минпромторга России в отношении сходной ситуации.

Чтобы соблюсти ограничение по Постановлению N 878 необходимо:

  1. не объединять в одной закупке (контракте, лоте) продукцию, которая включена в Перечень к Постановлению N 878, и продукцию, которой в нем нет (п. 7 этого Постановления);

  2. при формировании НМЦК использовать порядок, который устанавливается Минпромторгом России;

  3. при описании товара не приводить характеристик, иной информации, не предусмотренной позицией КТРУ (пп. "а" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145);

  4. указать в извещении о закупке, что участник представляет в заявке следующие документы и (или) информацию (п. 3(1) Постановления N 878):

           - номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.

В случае если в заявке отсутствуют названные документы и сведения, считается, что заявка содержит предложение о поставке иностранной продукции (письмо ФАС России от 31.10.2022 N ДФ/99397/22);

  1. отклонить все заявки с предложением о поставке иностранной радиоэлектронной продукции, если подана одна заявка (или более), удовлетворяющая требованиям заказчика, с предложением о поставке продукции, произведенной в стране ЕАЭС (п. 3 Постановления N 878);

  2. при исполнении контракта не допускайте замены радиоэлектронной продукции на радиоэлектронную продукцию, страной происхождения которой не являются государства - члены ЕАЭС (п. 8 Постановления N 878).

Если закупаемая продукция включена и в Перечень к Постановлению              N 878, и в один из перечней к Приказу N 126н, в извещении необходимо установить и ограничения допуска по Постановлению N 878, и условия допуска по Приказу N 126н (письмо ФАС России от 31.10.2022 N ДФ/99397/22). Условия допуска применятся, если заявки с иностранным товаром не отклонены (письмо Минфина России от 15.07.2022 N 24-06-06/68443).

10. Каков порядок выполнения заказчиком по Закону N 44-ФЗ минимальной обязательной доли (квотирования) закупок российских товаров

Для некоторых товаров, при закупке которых устанавливаются ограничения на допуск иностранных товаров, определена минимальная обязательная доля закупок российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ (оказании услуг). Она указана в процентах от объема закупок соответствующих товаров, проведенных в отчетном году. В минимальной обязательной доле закупок помимо российских учитываются также товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014).

При закупке, осуществляемой для достижения минимальной обязательной доли необходимо соблюдать ряд особых правил (ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014):

  • устанавливая идентичность и однородность товаров при определении НМЦК, учитывать только товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС (в том числе включенные в Реестр российской промышленной продукции, Реестр евразийской промышленной продукции, Единый реестр российской радиоэлектронной продукции). Исходить при этом из указанных в КТРУ характеристик (при наличии) соответствующих товаров;

  • определяя НМЦК методом анализа рынка, запросы о предоставлении ценовой информации необходимо направлять субъектам деятельности в сфере промышленности, данные о которых есть в ГИСП (https://www.gisp.gov.ru/gisplk/).

Если в этой системе содержится информация о менее чем трех указанных субъектах, необходимо направить запрос также поставщикам, сведения о которых (в том числе о поставляемых ими товарах) есть в реестре контрактов в ЕИС и которые поставляют происходящие из стран ЕАЭС товары, идентичные товарам, требуемым вам (при отсутствии таковых - однородные товары);

  • при описании объекта закупки указывать характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в КТРУ.

 

11. Как применить условия допуска иностранных товаров

Необходимо установить условия допуска в общем порядке, если закупается товар, который входит в один из Перечней к Приказу N 126н. При этом недопустимо в рамках одной закупки (контракта, лота) приобретать товары, включенные в Перечни к Приказу N 126н, и товары, отсутствующие в них (п. п. 1, 3 Приказа N 126н, п. 5 Информационного письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).

Если в Перечнях к Приказу N 126н приведен трехзначный код ОКПД2 (подкласс), условия допуска распространяются на все позиции подкласса. На это, в частности, указал Минфин России (письмо от 05.08.2019 N 24-01-08/58632). Полагаем, что данная позиция применима и к случаям, когда в Перечнях к Приказу N 126н указан двузначный код ОКПД2 (класс).

По условиям допуска преимущество предоставляется при проведении конкурентных закупок участникам, которые предложили товары только из ЕАЭС и заявки которых соответствуют установленным требованиям (п. п. 1.1, 4 Приказа N 126н).

Для подтверждения страны происхождения товара участник должен указать ее наименование в заявке (п. 1.6 Приказа N 126н, п. 4 Информационного письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).

При исполнении контракта на поставку товаров из Перечней к Приказу N 126н страну происхождения товара можно изменить только на страну из ЕАЭС (п. 1.7 Приказа N 126н).

Применять условия допуска чаще всего нужно совместно с ограничениями, поэтому необходимо проверять, не подпадает ли закупаемый товар как под условия допуска, так и под ограничения. Так, если закупаемая продукция включена и в Перечень к Постановлению N 878, и в один из перечней к Приказу N 126н, применить нужно и ограничения допуска по Постановлению N 878, и условия допуска по Приказу N 126н (Письмо ФАС России от 31.10.2022 N ДФ/99397/22).

Общий порядок предоставления преимуществ определен в п. п. 1.1 - 1.3 Приказа N 126н, а случаи, когда их предоставлять не нужно, - в п. 2 данного Приказа.

Важно! При проведении закупки с неопределенным объемом положения Приказа N 126н о цене контракта следует применять и к сумме цен единиц товара, предложенной участником. Такой вывод следует, в частности, из п Минфина России от 23.03.2020 N 24-01-08/22598.

При закупках, проводимых в рамках реализации национальных проектов (программ), условия допуска нужно применять к товарам из Перечня N 2 к Приказу N 126н.

 

11.1. Как применить условия допуска при проведении конкурса или запроса котировок в электронной форме (п. 1.2 Приказа N 126н)

Если закупаются товары из Перечня N 1 к Приказу N 126н и заявка содержит предложение о поставке товаров только из стран ЕАЭС, то для ее рассмотрения и оценки по критерию "цена контракта" цену участника необходимо снизить на 15% (на 20% - при закупке в рамках национальных программ (проектов) товара из Перечня N 2 к этому Приказу). При этом контракт заключается по цене, предложенной победителем (без применения понижающего коэффициента).

 

Пример применения условия допуска при проведении запроса котировок в электронной форме

На участие в запросе котировок в электронной форме на закупку томатов поступили и признаны соответствующими две заявки:

  • заявка N 1 - томаты из Китая по цене 45 тыс. руб.;

  • заявка N 2 - томаты из Белоруссии по цене 50 тыс. руб.

Комиссия по осуществлению закупок оценила заявку N 2 с учетом понижения цены (15%):

  • заявка N 1 - томаты из Китая по цене 45 тыс. руб.;

  • заявка N 2 - томаты из Белоруссии по цене 42,5 тыс. руб. (50 тыс. руб. - 15%).

Победителем признан участник, который предложил товары из Белоруссии. Контракт с ним заключен по цене, указанной в заявке, - 50 тыс. руб.

 

11.2. Как применить условия допуска при проведении аукциона (п. 1.3 Приказа N 126н)

При заключении контракта по результатам аукциона необходимо снизить на 15% цену, предложенную победителем, если закупаются товары из Перечня N 1 к Приказу N 126н (на 20% - при закупке в рамках национальных программ (проектов) товара из Перечня N 2 к этому Приказу) и к поставке предложен хотя бы один товар не из ЕАЭС.

С участником, предложившим товар только из ЕАЭС, контракт заключается по предложенной им цене.

 

Пример применения условия допуска при проведении электронного аукциона

При проведении электронного аукциона участники сделали два ценовых предложения:

Обе заявки признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем признан участник N 2, но контракт с ним заключен по цене 85 тыс. руб. (100 тыс. руб. - 15%).

 

Если победитель аукциона уклонился от заключения контракта, возможно заключить его со вторым участником. При этом необходимо учесть условия допуска, то есть заключить контракт по цене, сниженной на 15% при закупке товара из Перечня N 1 к Приказу N 126н (на 20% - при закупке в рамках национальных программ (проектов) товара из Перечня N 2 к этому Приказу), если предложен товар не из ЕАЭС (п. 1.5 Приказа N 126н).

Условия допуска не требуется применять, если (п. 2 Приказа N 126н, п. 1 Письма Минфина России от 15.04.2019 N 24-02-05/26879):

  • конкурс (аукцион, запрос котировок в электронной форме) согласно Закону N 44-ФЗ признается несостоявшимся;

  • все заявки, признанные соответствующими требованиям извещения (документации), содержат предложения о поставке товаров исключительно из ЕАЭС;

  • все заявки, признанные соответствующими требованиям извещения (документации), содержат предложения о поставке хотя бы одного товара не из ЕАЭС;

  • закупаются товары, в отношении которых Правительство РФ установило запрет согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ.

 

12. О начислении пени подрядчику за просрочку обязательств в случае, если подрядчиком выполнены работы и направлены акты о выполнении работ в срок, а приемка работ подписана заказчиком в течение двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке.

В данном случае пеня подрядчику не начисляется.

 

13. Об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю0, в том числе при проведении закупки за счет субсидии.

Согласно пункту 2 части 14 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в контракт может быть включено условие об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).

Таким образом, воспользоваться указанным правом заказчик сможет при условии, что данное условие предусмотрено контрактом.

 

14Если в ходе рассмотрения заявок на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в Единой комиссии было выявлено, что член комиссии не сообщил о конфликте интересов с потенциальным участникам, какие будут последствия для этого члена комиссии?

 

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми данное лицо,  и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В случае выявления в составе комиссии заинтересованных  физических лиц, заказчик обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, соответствующими требованиям 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Руководитель организации-заказчика и все члены комиссии по осуществлению закупок обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. За нарушение сотрудник должен быть уволен в связи с непринятием работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся (пункт 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации». Сведения о государственном или муниципальном служащем, ставшем стороной конфликта интересов, также вносятся в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

 

15. Как правильно применить антидемпинговые меры к победителю? Как применяют особые антидемпинговые меры?

Порядок применения заказчиком антидемпинговых мер в основном зависит от НМЦК (начального (максимального) значения цены контракта) проводимого конкурса или аукциона. Если она превышает 15 млн руб., то победитель (иное лицо, с которым заключается контракт), чье предложение снижает НМЦК (начальную сумму цен единиц товара (работы, услуги)) на 25 и более процентов, предоставляет обеспечение исполнения контракта в увеличенном размере. При НМЦК (максимальном значении цены контракта) 15 млн руб. и менее у участника есть выбор:

предоставить увеличенное обеспечение контракта;

подтвердить свою добросовестность информацией об исполненных контрактах и предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном в документах закупки.

Кроме этих мер можно применить особый порядок оценки конкурсных заявок на выполнение НИОКР. Также есть обязанность запросить обоснование предложенной цены (суммы цен единиц) при закупке товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан.

 

Антидемпинговые меры применяются при проведении конкурса или аукциона, когда участник, с которым заключается контракт, предложил цену контракта (сумму цен единиц товара (работы, услуги)) на 25 и более процентов ниже НМЦК (начальной суммы цен единиц товара (работы, услуги)) (ч. 1, 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). В электронном запросе котировок указанные меры не предусмотрены и применять их нельзя.

  К исключениям из правила о применении антидемпинговых мер можно отнести несколько ситуаций. Не принимать такие меры нужно в следующих случаях если:

обеспечение исполнения контракта не требуется согласно ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ;

заключается энергосервисный контракт (Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 N Д28и-2871);

проводится закупка из Перечня ЖНВЛП и цена всех препаратов снижена не более чем на 25 процентов относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

 

При проведении конкурса или аукциона на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, помимо общих антидемпинговых мер установите в документах по закупке требование о предоставлении участником обоснования предложенной цены контракта (суммы цен единиц товара), если он снижает НМЦК (начальную сумму цен единиц товара) на 25 и более процентов.

Такое обоснование может включать гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества товара (за исключением случая, когда невозможно определить его количество), документы, подтверждающие наличие товара у участника, иные документы и расчеты, которые подтверждают возможность поставки товара по предложенной цене (сумме цен единиц товара).

 

16. Как рассчитать размер авансового платежа при проведении процедуры закупки муниципальным заказчиком в 2023 г.? Обязательно ли прописывать в контракте выплату аванса?

 

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. При этом размер и порядок оплаты определяется муниципальным заказчиком самостоятельно с учетом требований муниципальных правовых актов (в том числе о порядке уплаты авансовых платежей при заключении договоров (контрактов).

При этом в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

 

Основные разделы

Приемная (4812) 29-23-13 тел./факс.: 8 (4812) 35–04–52
Электронная почта: goszakaz@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 214008, г.Смоленск, пл. Ленина, д. 1

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!